реклама детского интернет-магазина

Авторизация



На АвтоКлубе34

Сейчас 3 гостей онлайн
 
Солекс на классику PDF Печать E-mail
Несмотря на то, что легковые автомобили с карбюраторными двигателями не производятся в России уже более 3-х лет по всему рунету на многих форумах с автомобильной тематикой можно встретить обсуждение вопросов, связанных со сменой карбюратора на "классических" ВАЗах. В данной статье рассмотрим установку карбюратора типа "Солекс" на "классическую" модель ВАЗ.

За всё время выпуска "классики" на этих автомобилях применялись, по сути, 3 типа карбюраторов:

"Вебер" - Изготавливался то-ли по лицензии Weber, то-ли права на производство были переданы вместе с Fiat-124. В общем придумали его где-то "за бугром". К Веберам относятся карбюраторы ДААЗ моделей 2101, 2103, 2106 и их модификации. Веберы имели механический привод заслонок обеих камер, неавтономную систему ХХ и систему пусковой разбалансировки поплавковой камеры. По большому счёту устройство беспроблемное, равнодушно относящееся к качеству топлива и обладающее высокой надёжностью достаточно простых приводов заслонок. Выпуск Веберов "в производство" был прекращён в 1980м году. Поздние модификации были оборудованы электроклапаном, запирающим подачу топлива в систему холостого хода (этакий зародыш ЭПХХ).

"Озон" - по сути, перекалиброванный Вебер с изменённой системой холостого хода (у Озона автономная система ХХ)и хитрым пневмо-механическим приводом дроссельной заслонки вторичной камеры (к Озонам относятся карбюраторы ДААЗ моделей 2105, 2107, 2140, 2141, 21212 и их модификации. Задумка как обычно хорошая (в теории должен снизиться расход топлива и выбросы вредных веществ, пневмо привод по идее должен обеспечивать оптимальное открытие заслонки 2-й камеры для конкретной нагрузки при конкретных оборотах) но как обычно реализована она средне паршиво экономичность и экологичность, конечно, улучшились по сравнению с Веберами, но... "тяговитость" двигателей с этими карбюраторами оставляла (и оставляет) желать лучшего (отчасти Озон виноват в "овощной" репутации двигателя ВАЗ-2105). Карбюраторы оснащаются элементами систем ЭПХХ (пневмо или электрический клапан прекращения подачи топлива в систему ХХ, микропереключетель). В рунете можно найти кучу материалов по излечению врождённого тугодумия Озонов.

"Солекс" - лицензионный карбюратор одноимённой фирмы. Не имеет ничего общего ни с Вебером ни с Озоном. Карбюраторы этого типа снабжены двухсекционной поплавковой камерой с двумя монолитными поплавками из пористой пластмассы, соединёнными общим кронштейном; традиционной (неавтономной) системой холостого хода; клапаном отключения подачи топлива на режиме принудительного холостого хода; системой подогрева зоны дроссельной заслонки первичной камеры; механическим приводом дроссельной заслонки вторичной камеры с устройством блокировки её открытия при закрытой воздушной заслонке; экономайзером мощностных режимов с пневматическим управлением*; питающей системой с "обраткой" (излишки топлива, которое прокачиваеться насосом в карбюратор сливается по отдельной магистрали обратно в бак при этом снижается нагрузка и улучшаются условия охлаждения топливного насоса). Остальные элементы имеют аналоги в двух предыдущих типах и как особенность я их описывать не буду. К солексам относятся карбюраторы ДААЗ моделей 21041, 21073, 2108, 21081, 21083, 21051, 21053 и их модификации.
Автомобили с Солексами, как ни странно, более экономичны и одновременно обладают лучшей разгонной динамикой в сравнении с автомобилями на Озонах.

Рано или поздно, с той или иной целью (ремонт, тюнинг) карбюратор на автомобиле всё-таки приходится менять. И, если Озон и Вебер практически близнецы-братья и ставятся без проблем на место друг-друга, то при желании установить заместо любого из них более совершенный Солекс возникает куча вопросов... В этой теме я постараюсь собрать максимальное количество материала, поясняющего процесс инсталляции Солекса взамен Озона или Вебера.


Выбор модели карбюратора

 

Итак, приступим...
Первым делом нужно определиться, какая конкретная модификация карбюратора Солекс нам нужна.
Таблицу применимости можно посмотреть на офсайте производителя.
Если кому лень переходить по ссылке:
Двигатели 1300сс - ДААЗ 21051-1107010
Двигатели 1500сс - ДААЗ 21053-1107010-20
Двигатели 1600сс - ДААЗ 21053-1107010-20
Двигатели 1700сс - ДААЗ 21073-1107010

И не думайте, что я опечатался - на двигатели 1500 и 1600 устанавливается одна модель карбюратора!!!

Ежели вам где-то посоветовали установить на классику карбюратор, предназначеный для переднеприводного автомобиля ВАЗ с мотивацией, что он экономичнее или "смесь готовит правильнее" пошлите его куда подальше. Вот что говорят на этот счёт специалисты ДААЗ'а[1]

Цитата (FAQ Дааз'a)[2]


Вопрос:(05/06/06)
1.Подскажите ,пожалуйста, чем отличаются два карбюратора на двигатель 2103( объемом 1,5 л) 21053 и 2183. Почему, по вашему мнению, лучше ставить 21053, а не 2183 ведь объем двигателя тот же, а ездовые качества с 2183 получаются хуже - либо едет на низких оборотах либо на высоких?
2.У меня на двигателе 2103 стоит сейчас озон 2107 с вакуум - корректором. Машина хорошо разгоняется, но когда открывается заслонка второй камеры машина начинает тупить - она вместо того чтобы быстрее ехать-тормозит, но при маленькой перегазовке туго, но скорость набирает.

Ответ:
Двигатели 2103(1,45 л) и 21083(1,5 л) отличаются механическими потерями и степенью сжатия, поэтому для достижения постоянной скорости 120 км/ч на 1 камере( до момента вступления 2-ой камеры) на первом двигателе карбюратор с диффузором 1-ой камеры 23мм, а на втором 21мм. Поэтому при установке карбюратора 21083 на двигатель "классики" неизбежно получите повышенный расход топлива, даже при хороших ездовых качествах.
Плохие ездовые качества связаны с неисправностью системы зажигания или неправильной регулировкой карбюратора.
На Вашем карбюраторе неисправен привод 2 камеры или засорена переходная система 2 камеры[3]

[4] .[5]

Цитата (FAQ Дааз'a)[6]


Вопрос:(23/05/06)
Просматривал ваш раздел "Вопрос-ответ" - от 14.04.06 был вопрос по поводу данных по жиглерам карбюратора "Солекс" для классики с двигателем 1,3 л. У меня такой же двигатель...установлен тоже "Солекс"083 с подбором жиглеров по разной литературе и источникам, но добиться нужного эффекта так и не получилось, но есть одно "НО", в вашем прайсе есть изделие 21051-1107010 дв.05(1300) тип "Солекс", не отмечен как снятый с производства, это значит что под него то есть все данные.....
Ответ:
На двигатели "классики" устанавливать карбюраторы 21083, а так же и 2108, предназначенные для переднеприводных автомобилей ВАЗ, не следует и переделать карбюратор 21083 на карбюратор 21051 не представляется возможным, т.к. основной параметр проточной части 1 камеры карбюратора 21083 (диаметр диффузора) составляет 21мм, в отличии от карбюратора 21051, у которого тот же параметр равен 23 мм.[7]

[8] .


Кроме того, карбюраторы, предназначенные для установки на классику имеют "входной" топливный штуцер с "правильной" стороны (на 08 семействе топливный насос стоит от карбюратора со стороны КПП)

 

Определение деталей, необходимых для установки карбюратора.

 

В принципе, всё, что нам будет нужно - максимально приближено восстановить под капотом классики установку курбюратора на Ниве ВАЗ-21213, где Солекс стоит в стандарте (за исключением реализации слива излишков топлива в бак. Поскольку наш автомобиль не оборудован сливной магистралью специалисты ДААЗ'а настоятельно рекомендуют заглушить штуцер слива излишков любым доступным способом). Поэтому, ищем карты-схемы установки карбюратора на Ниве. Смотрим, например здесь



Рис. 1 Приводы карбюратора .

 



 

Рис 2. Прокладки и патрубки.

 

Для тех, кто с устройством своего автомобиля (а, именно, - ВАЗовской классики) знаком смутно, а ручки чешутся, а также, для тех, кто схемы ниасилил:

Для установки на ВАЗ-2105-2107 (взамен штатного Озона) карбюратора ДААЗ-21051, 21053, 21073 (ну, двигатели и фантазии у всех разные), однако, применимость см. офсайт ДААЗ, потребуются детали:
21051-1107016-02 - Теплоизолирующая вставка под карбюратор (если не найдёте 21051-1107016-02 можно использовать 2108-1107016-10, но нежелательно, потому, как она толще (раза в 3),
при этом, при использовании 21051-1107016-02 придётся менять шпильки крепления карбюратора к коллектору на Нивовские (у родных слишком длинная безрезьбовая часть);
2108-1107017 - прокладка разъёма карбюратор - теплоиз. вставка;
2101-1107015 - прокладка разъёма теплоиз. вставка - коллектор;
2104-1108028 - длинная тяга привода карбюратора;
2104-1108090 - кронштейн для установки возвратной пружины привода карбюратора
2104-1108138 - кронштейн с осью коромысла привода карбюратора;
2104-1108036 - возвратная пружина привода (хотя и не обязательно, родная от Озона подходит);
750 мм 2108-1164086-10 - будет топливоподводящим шлангом (можно оставить и родной, но он коротковат и будет мешать при снятии клапанной крышки при ТО).
270 мм 2108-1107063 - шланг системы охлаждения, соединяется со штуцером коллектора и ЛЕВЫМ штуцером блока обогрева карбюратора.
21213-1108100 - трос подсоса (от Нивы), если не попадается 21213-1108100 можно использовать 2108-1108100 - он длиннее, но это лечится при помощи хороших бокорезов (пассатижные подойдут).

Хомуты:
16-22мм — 3шт (на патрубки к модулю обогрева, родной ленточный-одноразовый меняем + там добавляется один кусок шланга).
12-16мм — 2шт (на заглушку штуцера «обратки»)

 




Рис. 3 Железки как они есть

1-Карбюратор ДААЗ-21053-1107010-20
2-Теплоизолирующая вставка с комплектом прокладок (на фото деталь 2108-1107016-10)
3-Топливный шланг насос-карбюратор
4-Шланг с клапаном обратки от 08 (НЕ НУЖЕН)
5-Шланг обратки (нужен кусочек сантиметров 8, в него вставляется например заклёпка диаметром 6мм, шланг одевается на штуцер «обратки» и фиксируется подходящими хомутами)
6-Хомуты всякие
7-Тяга и кронштейны привода дроселей от Нивы
8-Тройничок (НЕ НУЖЕН)

Итак, будем считать, что читатель обладает кое-каким слесарным опытом и прикрутить одну железку взамен другой сможет (а иначе - не лезьте туда). Значит будем решать как подключть к вновь инсталлированому девайсу разнообразные шланчики и проводки[9] .
Позаимствуем здесь красивую картинку с изображением карбюратора, оттуда же, чтобы из книги не перепечатывать, нагло сдерём описание.

 

Рис. 4 Схема карбюратора ДААЗ-21053

1. Блок подогрева карбюратора (левый патрубок соединяем шлангом на хомутах с патрубком коллектора, правый соединяем со шлангом, который в стандарте соединяет коллектор с системой охлаждения)
2. Дроссельная заслонка первой камеры.
3. Патрубок отсоса картерных газов (присоединяем к нему ТОНКИЙ шланг отсоса картерных газов)
4. Рычаг привода ускорительного насоса.
5. Кулачок привода ускорительного насоса.
6. Диафрагма ускорительного насоса.
7. Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов.
8. Корпус карбюратора.
9. Диафрагма экономайзера мощностных режимов.
10. Электромагнитный запорный клапан.
11. Топливный жиклер холостого хода.
12. Патрубок слива топлива в бак (необходимо надёжно заглушить любым надёжным способом, например куском шланга с вставленным в него предметом подходящего диаметра).
13. Крышка карбюратора.
14. Патрубок подачи топлива (сами догадаетесь? правильно - шланг от топливного насоса).
15. Главный воздушный жиклер первой камеры.
16. Воздушная заслонка.
17. Распылители ускорительного насоса.
18. Диафрагма пускового устройства.
19. Регулировочный винт пускового устройства.
20. Регулировочный винт количества смеси холостого хода.
21, 22. Патрубки отбора разрежения в систему рециркуляции отработавших газов (заглушить любым доступным способом)
23. Патрубок отбора разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания.(в пояснениях не нуждается)
24. Регулировочный винт качества смеси холостого хода.
25. Регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры.
26. Рычаг управления воздушной заслонкой.
27. Рычаг воздушной заслонки.
28. Главный воздушный жиклер второй камеры.
29. Эмульсионная трубка.
30. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры.
31. Топливный фильтр.
32. Игольчатый клапан поплавковой камеры.
33. Корпус карбюратора.
34. Дроссельная заслонка второй камеры.
35. Рычаг дроссельной заслонки второй камеры.
36. Главный топливный жиклер второй камеры.
37. Рычага привода дроссельной заслонки второй камеры.
38. Поплавок.
39. Рычага привода дроссельных заслонок.
40. Рычаг блокировки второй камеры.


С приводами вопросов возникнуть не должно, однако, если вам покажется, что педаль стала «слишком короткая», то есть, слишком сильно уменьшился её ход и она стала слишком неинформативной, можно немного укоротить длинное плечо коромысла привода, изогнув его, как показано на рисунке 5, тогда ход педали увеличится.

 


Рис. 5 Доработка коромысла привода карбюратора.



В варианте "а ну его нафиг этот ЭПХХ" на электроклапан системы ХХ подаём + от зажигания (оранжевый провод, который на Озоне подключается к микропереключателю)


Организация работы эконостата принудительного холостого
хода (ЭПХХ)

 

Для организации работы Эконостата Принудительного Холостого Хода, который у Солексов радикально отличается от Озоновского постараемся максимально использовать штатную проводку ВАЗ-2105, 2107. Из Дополнительной проводки - один провод, подключаемый к винту- датчику (на схемах показан синим).

 

Рис. 6 ЭПХХ Озон

1. БУ ЭПХХ
2. Монтажный блок
3. Замок зажигания
4. Катушка зажигания
5. Микропереключатель
6. Электропневмоклапан

 



 

Рис. 7 ЭПХХ Солекс
1. БУ ЭПХХ
2. Монтажный блок
3. Замок зажигания
4. Катушка зажигания
5. Датчик-винт
6. Электроклапан (актюатор ЭПХХ)

 

Штатный блок управления ЭПХХ ВАЗ-2105 необходимо заменить на "Нивовский" (501.3761 или 5013.3761) (смотрите не спутайте с 08-м, они внешне одинаковые, только маркировка разная)
Дабы пристроить "Нивовский" БУ ЭПХХ к проводке ВАЗ-21053 можно пойти двумя путями: обрезать "родной" разьём ВАЗ-21053 и припаять "комутаторный" разьём для подключения "Солексового" БУ, либо изготовить переходник-адаптер.
Для сборки адаптера понадобится:
- Разъём коммутатора БСЗ - 1 шт (в продаже идёт с пучком проводов ок. 15см длиной)
- Стандартный ВАЗовский 4к разъём - 1 шт (нужна только часть под "папскую" часть клемм, но продают только обе части вместе)
- Стандартный ВАЗовский 1к разъём - 2 шт.
Поскольку 4к и 1к разъёмы продаются без клемм - докупаем клеммы:
- "папа" - 5 шт
- "мама" - 2 шт
Кроме того:
- Изолента
- Маленькие пассажи, ибо ими можно обжимать клеммы.
Распиновка разъёмов показана на рисунке 8

 


Рис. 8 Соответствие контактов разъёмов переходника

Соединяются соответственно клеммы 1-1, 2-2 и т.д.



Рис. 9 Общий вид собранного переходника

 

 

 



 

Рис. 10 Монтаж блока ЭПХХ с переходником в моторном отсеке

 

Если вы устанавливаете карбюратор Солекс на автомобиль, который не имеет штатной проводки для организации работы ЭПХХ то можно воспользоваться схемой, представленной на рис. 11:




 

Рис. 11 Схема организации ЭПХХ на автомобилях, где в стандарте нет родного ЭПХХ или схема подключения неизвестна.

  1. Винт-датчик; 2. Электроклапан; 3. Предохранитель; 6. БУ ЭПХХ

 

 

 

 

 

При подготовке данного материала были использованы:

Книга: Ерохов В.И. Карбюраторы "Солекс". Устройство, регулировка, ремонт/Ерохов В.И.; Под научн. ред. Погребного С.Н. - М.: "Издательский Дом Третий Рим", 2005. - 88с.: табл., ил.

Ресурсы интернета: Ссылки, указанные в тексте материала.


С уважением, Сергей aka VARADERO, 2009г.

 
Яндекс.Метрика